Список, да не Шиндлера
Тема настолько серьезна, что, с одной стороны, может и не стоило бы притушевывать сияние того, что уже давно и миллион раз наречено шедевром, а с другой стороны, может, и стоит, и как раз поэтому, что тема серьезная.
Начнем с бесспорного. Стивен Спилберг — мастер своего дела, истинный профессионал. Он снял множество замечательных фильмов, ставших американской классикой, «Список Шиндлера» — один из них. Я с удовольствием смотрю эти фильмы, мне очень нравится его «Дуэль».
Дальнейшее — мнение. Может, оно и неверное, но ведь любая точка зрения должна быть представлена, не так ли.
Спилберг — не мессия, он могильщик американского кино. Могильщик, закопавший Голливуд в глубокую яму. Его фильмы — выстроенные графики. Спилберг четко знает, где следует довести зрителя до слез, где — до смеха. Как оживить персонажей, чтоб зритель верил в то, что они говорят. Как их затем последовательно и достоверно умертвить. Где ввернуть шутку, в каком месте довести напряжение до предела. Где слегка попустить удила и позволить персонажам чуть-чуть пооткровенничать о сокровенном. Как завершить фильм на правильной ноте. Как выскоблить картинку до идеального глянца.
Он наделен даром, почти нюхом, упреждения чаяний зрителя и бьет в них без промаха. Поэтому зрители приседают от его «Челюстей», плачут на «Шиндлере» и смеются на похождениях Индианы Джонса. Спилберг никогда не позволит зрителю отвлечься, он бережно, под руку, проведет зрителя от начальных титров до финальных. Его фильмы таковы, что ты ни на секунду не усомнишься, что сделать их лучше невозможно. Потому что Спилберг и есть мерило качества.
Спилберг не делает художественные картины, он производит кинопродукт. Высшего, естественно, качества. Его фильмы — красивые, красочные обертки.
Хуже всего, что Спилберг талантлив, а его фильмы весьма притягательны и интересны, иначе он не смог бы причинить вреда. Настоящее бедствие состоит в том, что его стали копировать куда менее способные ученики. Когда спилберговские находки, приемы и методы стали тиражироваться — вот тогда-то в Голливуде и наступил тотальный застой. Теперь, посмотрев с полсотни голливудских триллеров, детективов и драм, можно с высокой степенью вероятности предугадать исход любого фильма и даже кого из персонажей финал не застанет. Парадоксально, но на каком-то генетическом уровне мракобесие «Американских пирогов» — тоже его наследие. В 70-е таких фильмов не было. Это — потомки картин Спилберга, просто сильно мутировавшие.
Касаемо «Шиндлера». Натуралистично, достоверно снятая сцена погрома, произведшая перелом в характере Шиндлера. В этом — весь Спилберг, упростить ситуацию до восклицательного знака. Мельтешащие огни расстрелов. Удручающе-эффектно. С удаления — свечение, вблизи — кого-то не стает. В этом тоже весь Спилберг. Близкие к смерти от жажды люди в вагонах и капающая с крана вода. Это — Спилберг. Шиндлер хватает шланг и поливает людей из шланга, придумав какой-то предлог, которому верят другие нацисты. Сцена явно придуманная. И это Спилберг. Составление списка. Спасти того, спасти этого. Речь Шиндлера перед отъездом. Эмоциональная кульминация, говорит, что, если бы продал автомобиль, мог спасти еще кого-то. По-своему счастливый конец, насколько позволили обстоятельства. Во всяком случае, большинство тех, чья жизнь показывалась подробно, спаслись. В итоге — мощная история о фашистском зле и человеческом героизме.
Только в действительности все было не совсем так, как показано. Шиндлер не был однозначно положительным персонажем в том виде, в каком его представили в фильме. Еще до войны он успел промотать капитал тестя и стать агентом Абвера в Чехии, за что был арестован и лишь благодаря «Мюнхенскому сговору» спасся от наказания. В период антисемитской политики на новых немецких территориях Шиндлер при смутных обстоятельствах стал собственником предприятия в Кракове, ранее принадлежавшего евреям. На этом предприятии он наладил производство посуды, используя дармовой труд евреев из концлагеря, и сколотил состояние. Водил дружбу с высокопоставленными нацистами, много кутил, развлекался с женщинами. При приближении Красной Армии завод в Кракове был эвакуирован в Брненец, где нашли свое спасение более тысячи евреев. Однако сам Шиндлер в составлении пресловутого списка не участвовал, он в это время находился под арестом за попытку дачи взятки. Фактически списков было девять. Составителем первых четырех был некий Марсель Голдберг, офицер полиции, занимавшийся транспортировкой евреев-рабочих на заводы. За попадание в список Голберг брал бриллианты. Имена составителей остальных пяти списков неизвестны. Красивая сцена с прощанием и взыванием к совести немецких солдат, мол, идите домой — сильное приукрашение. Шиндлер произнес речь, в которой, предвосхищая свой возможный арест, просто на всякий случай напомнил рабочим завода, что именно благодаря ему они живы. После чего уехал вместе с колонной немецких солдат. Непонятной сцены с советским солдатом, произносящим что-то невообразимое, тоже не было. Когда бойцы Красной Армии разбили ворота концлагеря, они нашли там измученных, изможденных людей, успевших линчевать одного из оставшихся охранников.
После войны Шиндлер много скитался, жил на деньги, получаемые от еврейских организаций и в конце концов спился и умер от рака в 1974 году.
Усилиями депутата чешского парламента Итки Грунтовой Шиндлер был вычеркнут из списка уроженцев Пардубицкого края, которые вошли в сборник «Лицо Пардубицкого края», как нацист.
Благодаря вот такому далеко не идеальному человеку от смерти спаслись более тысячи евреев. Но речь не о том, каков человек был Шиндлер, история уже отвела ему свое место и евреи его не забудут. Речь о «Списке Шиндлера». О том, что история в фильме припудрена и подрумянена. И опять же ловишь себя на мысли, что лучше Спилберга фильм не снял бы никто. Но неужели нельзя было сделать то же самое, только правдиво? Разве не было бы это справедливо? Разве то, как какой-нибудь старик покупал за бриллианты жизнь своих детей, не более страшно, чем капающий кран? Нет, нельзя было бы. Вышло бы неоднозначно, не столь сильно, не по-спилберговски.
Это — не мое кино. Мое — «Судьба человека», «Иваново детство», «Летят журавли», «Иди и смотри». А «Список Шиндлера» — это «Челюсти». С фашистами вместо акул.
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/329/